Памятка родителям
«Чем опасен Интернет для наших детей?»
В «облаке Интернет» содержится огромный массив информации, подавляющая часть которой наносит вред здоровью, а также физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей (порнография, насилие, пропаганда суицида, наркотиков и др.). Кроме того, в Интернете промышляют педофилы, мошенники, кибербуллеры, сектанты и иные злоумышленники, которые находят детей в сети, а затем под различными предлогами вступают с ними в переписку и личный контакт.
Нередко, дети сами становятся источниками угроз и правонарушений, в тайне от родителей осуществляя атаки на Интернет-ресурсы, мошенничество и распространяя запрещенный контент.
Дети, по своей наивности, открытости и неопытности, не способны распознать опасность:
- любознательность детей делает их крайне уязвимыми в интернет-пространстве;
- анонимность сети Интернет позволяет злоумышленникам и детям маскироваться в потоке информации и в переписке, что уже делает данную сеть опасной.
Таким образом, опасности Интернета можно разделить на 3 основные категории:
- Негативная информация, содержащаяся в интернет-пространстве.
- Противоправные и социально-опасные действия самого ребенка.
- Целенаправленные действия третьих лиц в отношении ребенка.
Наиболее опасными для детей являются:
- Интернет-аферисты (мошенники, онлайн-игроки и пр.) прививают детям склонность к играм и азарт, выманивают у детей конфиденциальную информацию, а также ставят ребенка в материальную и иную зависимость.
- Кибербуллеры унижают и «травят» детей. Кибербуллинг набирает обороты как со стороны злоумышленников, так и среди подростковых социальных групп.
- Педофилы находят своих жертв в сервисах интернет-общения, после чего, дети становятся объектами разврата и преступлений против половой неприкосновенности.
- Сектанты навязывают нетрадиционные, асоциальные отношения и ценности.
Среди детей приобрели моду суицид и игры со смертью, селфхарм (самоповреждение), стремление к худению (анорексия), руфинг, зацепинг, экстремальное селфи, интернет-проституция (обмен интимными фото и видео), а также различные радикальные движения: против родителей и семьи, школ и педагогов.
Школьники активно вовлекаются в современные организованные группировки, например, хакеров, троллей и становятся участниками информационных войн. Грозно звучит, но дети подпадают под влияние террористических и экстремистских преступных групп. На фоне расширения группировки ИГИЛ, 80% вербовок осуществляется через соцсети.
И это далеко не все опасности и неприятности,
с которыми сталкиваются дети в сети Интернет!
По данным опросов, более половины детей сталкивались с интернет-угрозами, не ставя в известность своих родителей. Практика показывает, что большинство родителей не уделяет должного внимания интернет-безопасности и интернет-воспитанию своих детей.
Многие считают, что лучшей защитой является полный запрет на пользование Интернетом. Данный способ эффективен, но в современном мире неактуален, потому как Интернет общедоступен, а запрет может спровоцировать обиду и социальную деформацию ребенка.
Эффективными мерами защиты являются интернет-воспитание, открытый диалог между родителями, педагогами, детьми и нашими специалистами, а также надлежащий контроль (эмоциональный, поведенческий и технический).
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
- Добиться у ребенка полного доверия и диалога по вопросам интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет является не надежным источником информации, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.
- Установить с ребенком «правила» работы с компьютером и гаджетами, временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать.
Объяснить, что Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только второстепенно — развлечений и общения.
Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.
- Ввести ограничения по использованию смартфонов и планшетов. Дошкольникам, а также ученикам младших классов мобильный Интернет не нужен в повседневной жизни.
- Запретить общение с незнакомыми людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице!
- Привить культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя интернет-воспитание ребенка.
- Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов на уровне оператора связи и на уровне операционной системы.
Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а соцсети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!
- Контролировать деятельность ребенка с компьютером и портативными устройствами, в частности, при помощи средств родительского контроля.
При этом, ребенку нужно объяснить, что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасности, и что на это имеете полное право.
Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения сайтов, а большинство средств родительского контроля платные и (или) имеют недостаточный для этих целей функционал!
НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ?
В современных условиях, призываем родителей следить за образом жизни, интересами и поведением ребенка не только на улице и школе, но и в сети Интернет. Это поможет налаживанию доверительных отношений, осуществлению мер воспитания и позволит вовремя реагировать на инциденты.
При изучении IT-интересов ребенка, должно насторожить:
- Неизбирательное пользование Интернетом.
- Посещение сайтов для взрослых, обмен интимными фотографиями.
- Факты травли, запугивания, угроз, шантажа, нецензурная брань в виртуальном общении.
- Интерес к порнографии, онлайн-викторинам, интернет-казино, букмекерским конторам.
- Нахождение на интернет-ресурсах противозаконной и радикальной направленности.
- Использование систем электронных расчетов (WebMoney, PayPal и пр.).
- Избыточная анонимность или, наоборот, излишняя открытость.
Например, использование Proxy-серверов, браузера «TOR», сокрытие файлов и каталогов. В соцсетях — создание фейковых аккаунтов (не соответствует фамилия, имя, возраст и пр.), закрытие/ограничение профиля к просмотру. Публикация номеров телефонов, места жительства, маршрутов передвижения.
- Большое количество «виртуальных друзей», наличие неизвестных и подозрительных связей.
- Подозрительные или несвойственные возрасту/интересам ребенка фото- и видеоматериалы, содержащиеся в профиле. Главная фотография (аватар) и содержание публикаций, зачастую, отражают психоэмоциональное состояние ребенка.
- Нахождение в группах, сообществах, форумах, блогах, чатах:
- навязывающих суицид, боль, жестокость, похудение, фанатизм, азарт, легкий заработок;
- оправдывающих девиантное или опасное поведение, в т.ч. клубы «зацеперов», «пранкеров», «экстремального селфи»;
- пропагандирующих алкоголь,наркотики, табакокурение, энергетические напитки/ вейпинг;
- вовлекающих детей в троллинг, секты и любую деятельность, которая осуществляется «за спиной» родителей.
- Обращайте внимание на поведение детей, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибер-буллинга (кибербуллинг — интернет-травля, т.е. намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью сети Интернет):
- Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
- Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
РОДИТЕЛИ, ОБЕРЕГАЙТЕ ДЕТЕЙ!